«Постарайтесь обрести твердость своей веры». Ответы священника на вопросы читателей хотынецкой газеты

«Постарайтесь обрести твердость своей веры». Ответы священника на вопросы читателей хотынецкой газеты
Фото: 

Евгений Борисов

Говорить ли человеку о том, что согрешил против него? Слышит ли Бог наши молитвы? Как преодолеть депрессию? Эти и другие вопросы поступили на «Прямую линию со священником», организованную хотынецкой районной газетой «Трибуна хлебороба» совместно с информационным отделом Орловской митрополии. На вопросы отвечал настоятель Свято-Никольского храма посёлка Хотынец протоиерей Владимир Чепурченко.

— Я человек еще молодой, но не совсем здоровый. Службу в храме могу выстоять не всегда. Когда становится плохо, пытаюсь присесть. Но наш храм небольшой, сидячих мест мало. Очень переживаю, когда слышу от бабушек, тоже желающих присесть, укоры. Как быть?

Игорь

— На вопрос отвечу банальной, но таинственной истиной: придя в Церковь можно столкнуться с равнодушием и даже грубостью. Но если сам проявишь терпение, не обидишься и не примешь помысла осудить, обязательно найдешь к себе и любовь, и сердечное участие. Нужно помнить, что Домоуправитель Церкви — Сам Господь.

— Я согрешила в отношении одного человека, но он этого не знает. Нужно ли мне открываться и ему в своём грехе или достаточно покаяться на исповеди?

Ирина

— Ирина, прежде всего, вам нужно принести покаяние Богу. Всякий грех, совершенный человекам — грех перед Богом. Конкретика совершенного вами греха позволит священнику дать вам наставление, следует ли повиниться перед человеком, против которого вы согрешили или нет.

Важно понять, как ваше признание отразится в дальнейшем на ваших взаимоотношениях и в жизни того человека. Может сложиться так, что этот человек разорвет с вами. Принесенное покаяние перед Богом позволит вам в дальнейшем быть бережной к тому человеку. А чтобы загладить свой грех перед ним постарайтесь совершить для него что-либо доброе. И главное руководствуйтесь наставлением преподобного Паисия Святогорца: «Бог, Который есть Любовь, не простит нам равнодушия по отношению к ближним».

— К вере пришел недавно, духовного отца пока не обрел. Посоветуйте, как найти опытного духовника?

Эльдар

— Прежде всего, постарайтесь обрести твердость своей веры. Для этого нужно потрудиться. Путь утверждения веры — Евангелие, Предание Церкви, выраженное в ее непростой истории, церковные традиции, духовная литература, и конечно, Богослужения. Для нас это первостепенные вещи. Регулярная исповедь и частое Святое Причастие поможет вам стать живой клеткой Христовой Церкви. Важно понять, что не мы нашли Бога, а сам Господь нашел нас как «потерянную драхму». Поэтому Господь по вашим молитвам даст вам и духовного наставника.

Ваше сердце отметит, перед кем из священников ваша душа способна раскрываться, и чьи наставления помогают разрешать ваши проблемы. Важно знать, что подлинная духовная помощь заключается в том — видит ли духовник основные причины неустройства нашей души, которые мешают ей быть с Богом. Обычно нравятся те духовники, которые потакают нам и благословляют нас на то, что мы хотим. Принять горькую правду о себе и менять себя трудно. Часто мы подспудно желаем подстроить духовника под себя.

Важно отметить, что духовное руководство в Церкви исходит из основного христианского принципа — принципа послушания.

Не огорчайтесь, если сразу не найдете опытного духовного наставника. Большинство верующих не имеют своего духовника. Разве это лишает их Благодати Божией, разве скрыт от них Христос?

— Я уже много лет нахожусь в жуткой депрессии и не знаю, как из неё выбраться. Как бороться с грехом уныния?

Валентина Николаевна

— Валентина Николаевна, вам нужно осознать разницу между депрессией и унынием.

Депрессия — это болезненное психосостояние человека из которого он, как правило, не может выйти сам без помощи психотерапевта. При унынии человек сохраняет в себе духовные силы, которые могут помочь ему разобраться в своем состоянии.

В том и другом случае человек может и должен прибегнуть к помощи Церкви.

Состояние уныния чаще всего связано с несбывшимися ожиданиями. Человек чувствует себя как бы обиженным и униженным. Уныние это еще не депрессия. Это реакция на ситуацию, которая не разрешается. При унынии нужно бороться не с ним, как с психическим состоянием, с причинами, которые приводят к унынию. Часто это элементарно связано с нашей ленью что-либо преодолевать. Важным является открытие для себя того, сможем ли мы изменить условия, способствующие унынию. Если эти условия невозможно изменить, нужно через духовную работу в себе прийти к смирению. Может оказаться, что наше уныние связано с другими греховными состояниями, например, с гордыней, властолюбием или сребролюбием.

Валентина Николаевна, доверьтесь Богу! Постоянно читайте Евангелие — это ведь разговор с милующим Господом. Чаще прибегайте к церковным таинствам: Исповеди и Причастию. Поразмышляйте над смыслами великопостной молитвы Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...»

— Скажите, существуют ли объективные аргументы в пользу истинности Православия?


Рая

— Ответ на этот вопрос предполагает объемное объяснение и даже, если изложить все аргументы истинности православия, а они многочисленны и убедительны, то это не значит, что все сразу уверуют во Христа. Можно предложить вам самой найти эти аргументы и поразмышлять над ними. Советую прослушать лекции известного современного богослова, профессора Московской Духовной Академии Алексея Ильича Осипова. Со своей стороны приведу слова отца Церкви Тертуллиана, сказавшего, что душа человека по природе — христианка, а это значит, что верующее сердце объективно свидетельствует об истинности нашей веры в Христа.

— Соблюдаю посты, исповедуюсь, причащаюсь, молюсь горячо и со слезами. Но возникает ощущение, что Господь не слышит моих молитв. Я что-то не так делаю? Или Господь действительно не всегда нас слышит?


Тамара Николаевна

— Тамара Николаевна, верьте в то, что Всеведущий Господь не может не слышать нас! Сама мысль о том, что Он нас не слышит, кодирует нас и становится преградой нашего обращения к Нему. Наши молитвы ведь не только наши просьбы к Богу, которые Он должен выполнять, но прежде всего, это наша духовная беседа с Ним. Вспомните, как в детстве наши родители не исполняли все наши просьбы. Разве не было случаев, когда самые близкие нам люди не откликались и не подавали нам то, что казалось нам «очень нужным». По своей любви к нам, они оберегали нас.

Господь поступает также — одно нам не полезно, другое несвоевременно, а над третьим мы должны потрудиться сами. Главное для вас не оставлять молитвы, преодолеть свои сомнения и тем самым духовно утвердиться.

Кроме всего помните, что Господь часто отвечает нам через обстоятельства нашей жизни.

— Объясните, пожалуйста, слова молитвы на вкушение святой воды и просфоры «...да будет дар Твой святый, и святая Твоя вода, во оставлении грехов моих...» Как могут проститься грехи вкушением святой воды с просфорой?


Лидия

— Внимательно вчитайтесь в слова этой молитвы и обретете понимание ее смыслов.

Все подаваемое нам Святой Христовой Церковью — БЛАГОДАТНО. Это дар Самого Бога, который просвещает ум наш, укрепляет душевные и телесные силы наши, делает здравыми души и тела наши. В этом здравии мы покоряем страсти и немощи наши силою Милосердия Божия по молитвам всей Христовой Церкви. Это благодатное действие и дает нам силы оставить грехи наши.

— Не всегда есть возможность читать утренние и вечерние молитвы. Есть ли укороченные молитвы, которыми можно их заменить?


Роман

— Прежде всего, нужно сказать о необходимости молитвенного правила для каждого христианина. Молитвенное обращение к Богу приводит душу в спасительное расположение, смиряет ее, направляет к покаянию. Молитва как бы вырывает человека из сумятицы жизни и ставит душу его перед Богом.

Церковью принято считать, что утреннее и вечернее правило является минимумом необходимой молитвы. Если у нас нет времени прочесть все правило сразу, то можно его разбить на несколько частей и во время пауз в наших делах возвращаться к молитве. Если вы знаете правило наизусть и у вас есть возможность помолиться по дороге, то молитесь так.

Распространенной ошибкой является утверждение, что вечернее молитвенное правило должно читаться непосредственно перед сном. Но часто это время крайней усталости человека и это уже не молитва, а мучение. Можно читать вечернее правило до сна, оставив время еще на вечерний отдых и общение с близкими. Но в этом случае вечернее правило должно читать до молитвы Иоанна Дамаскина " Владыко Человеколюбче...«. С этой молитвы и до конца правило читается непосредственно перед сном.

Часто молитвенное правило заменяют «правилом Серафима Саровского»: «Отче наш» (трижды), «Богородице Дево, радуйся...» (трижды) и Символа веры (единожды). Но это не совсем точно. Кроме троекратного прочтения правила, преподобный Серафим говорил о том, что человек в первой половине дня должен почти все время читать Иисусову молитву или, если окружают люди, в уме «Господи, помилуй», а после обеда вместо Иисусовой молитвы — «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго». То есть святой Серафим предлагает человеку духовное упражнение в непрерывной молитве, а не просто облегчение вечернего и утреннего молитвенного правила.

Соразмеряйте молитвенное правило со своей жизнью, чтобы оно было не в тягость. Лучше прочитать молитв меньше, но с сердечным вниманием, чем много, но, механически. Молитва имеет силу тогда, когда мы вслушиваемся и вчитываемся в нее всем своим существом. Тогда в нашем сердце и появится теплота общения с Богом.

Фото: Pixabay; пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси; информационно-аналитический отдел

382