Иконописец Ольга Никитина: «Служить Богу можно талантом»

Иконописец Ольга Никитина: «Служить Богу можно талантом»

Художник Ольга Никитина раньше создавала иллюстрации к книгам и рисовала афиши к спектаклям. Но по Божией воле сменила холст на стены храма. Именно ее роспись украшает своды Спасо-Преображенского собора Болхова. Сюжет об Ольге Никитиной вышел в программе «Вести. Орёл».

Духовный символ и достояние Болхова — Спасо-Преображенский собор — в этом году отметил 180-летие. В юбилейный год здесь впервые отпраздновали в истории отпраздновали Собор Орловских святых, установили памятник святителю Николаю Чудотворцу. В самом храме появилась новая рака и сень над мощами самого почитаемого болховского святого Георгия Коссова, прославившегося милосердием и просветительским служением.

Сейчас над преображением храма трудится Ольга Никитина. Больше десяти лет назад она написала книгу, в которой главная героиня, художник, находит вдохновение и смысл жизни в росписи храма.

«Я ходила по Болхову и чувствовала себя, как во сне. То есть, все, что я писала, сбывалось. А в настоящий момент я уже работаю в том самом соборе, который я описывала», — говорит Ольга Никитина.

В рукописи действие происходит в Спасо-Преображенском соборе. Вымышленная героиня краски и кисти возит на мотоцикле. И вот в свои 53 крутой поворот: Ольга Никитина получает права категории «А».

Стандартного холста Ольге всегда было мало. Мятежная душа требовала перемен, а кисть — простора. Здесь, в храме, она обрела свободу, спокойствие и умиротворение, и все — через преодоление. Ольга Никитина с детства боится высоты, но ежедневно работает на лесах почти на пятиметровой высоте.

«Лик — это самый ответственный элемент фигуры. Поэтому пишут их иконописцы обычно постясь. Я так и стараюсь. Заметила, когда пишешь лик, начинаются неприятности. На православном языке — искушения», — отмечает Ольга Никитина.

Искушения, говорит художница, происходят постоянно, но, не обращая на них внимания, она — творит. И вот со стен Спасо-Преображенского собора на прихожан уже смотрит благоверный князь Вячеслав Чешский. Образ собирательный, в его основе — четыре канонических, но с авторским подходом. Медальон центральной арки диаметром почти два метра Ольга писала неделю.

Арка практически готова, ее осталось только залакировать. Выполнена она в византийском орнаменте. Традиционно в храмах полотенца пишут в белом цвете, здесь художница выбрала красный — мученический. В росписях Ольга Никитина часто по велению сердца использует нетрадиционные цвета, объединяет первозданное и современное. Но всё — с благословения.

«Похоже на византийское письмо, старорусское, то что, наверное, точнее будет отражать и характер русского человека. Это редкое сочетание и академического образования художественности, и воцерковленности, но и опыта работы в росписи храма», — отмечает протоиерей Александр Кузнецов, настоятель Спасо-Преображенского собора Болхова.

Расписывая намоленные стены храма узорами и ликами святых, Ольга Никитина говорит, что обрела себя.

«Уже, я надеюсь, больше поисков никаких не будет, потому что, честно говоря, каждым даром, который дает Бог, каждой способностью нужно ему служить — что бы ни было у человека. Таланты бывают очень разные: и педагогические, и музыкальные, и поэтические, и изобразительное искусство. И всеми этими талантами можно Богу служить», — считает она.

Свой талант Ольга смогла найти, пройдя непростой, но необходимый ее душе путь. Рукопись так и останется неизданной, а роспись Спасо-Преображенского собора продолжается. И это ее история и ее отдушина.

Орловское информбюро / Информационно-аналитический отдел Орловской митрополии.

265