Богоявленский собор города Орла

Богоявленский собор города Орла

Богоявленский собор Орла
Фото: 
Евгений Борисов, 2016.

Историческая справка

После сожжения поляками и литовцами в 1606 году Орел, основанный в 1566 году, был в полном запустении почти 30 лет. И в 1636 году последовал царский указ о восстановлении города «на старом орловском городище». Одновременно с восстановлением и укреплением орловского острога, а именно в 1641-1646 годах, на месте нынешнего Богоявленского собора строится храм, значительно изменивший впоследствии свой облик. Наиболее подробные сведения о его построении приводит орловский историк Г. Пясецкий, ссылаясь надокумент XVII века: «Лета 7152(1644)... по челобитью орловского посадского Богоявленского попа Бориса, орловский губный староста Козьма Пеншин отмерил на Орле на посаде в Большом остроге...» участок земли «...под церковь во имя Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего»,а также под кладбище, усадьбу и огороды причта (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел.: 1899, с. 253-254).

Со временем здесь возникает мужской Богоявленский монастырь, в котором Борис, постригшись в монашество с именем Боголеп, становится первым настоятелем.

Судьба стоящей в центре города обители, к тому времени уже стесненной частными домами и торговыми лавками, изменилась после пожара 1680 года — пришлось перенести её на возвышенную, прекрасную местность вниз на версту по Оке. Строительство церквей в новом монастыре началось уже в 1684 году. Первоначально он сохранял прежнее название Богоявленского, а затем был переименован в Успенский.

Сама же Богоявленская церковь, хоть и не ясно, сгорела она тогда, или же сильно пострадала, примерно в то время была обращена в приходскую.

Новое каменное здание Богоявленского храма было возведено примерно в первом десятилетии XVIII века. К сожалению, ни в одном из известных исторических источников данный этап истории строительства храма не отмечен. Однако сами архитектурные формы его бесспорно свидетельствуют о том, что в камне Богоявленская церковь была построена не в середине XVII века, а позднее. Облик Богоявленского храма, наиболее близкий к первоначальному, предстает пред нами на рисунках и фотографиях — на них мы видим стройную, богато украшенную декором церковь. По стилистическим признакам ее можно отнести к так называемому «нарышкинскому барокко». Храмы этого архитектурного направления появлялись на рубеже XVII-XVIII веков в боярской среде, близкой к царскому двору.

В 1837 году Богоявленская церковь была капитально перестроена, и после этого во многом утратила свое барочное звучание. Классицистические портики, новые массивные апсиды придали храму совершенно иной художественный облик. Изменился и его пропорционнальный строй, ранее бывший строго выверенным. Теперь лишь верхние части основного объема и колокольня напоминали о церкви, построенной в начале XVIII века.

К 1859 году относится «Главная опись орловской градской Богоявленской церкви», представляющая собой описание интерьера храма. После перестройки 1837 года он был пятипрестольным, имел три четырехярусных иконостаса, в которых размещалось много икон в серебряных позолоченных окладах. В трапезной на южной стороне находился престол во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих Радости»; в его иконостас была вставлена сама эта икона.

В 1900 году произошло самое значительное измение наружного облика Богоявленского собора — была разобрана его колокольня, которая «с давних пор стояла, изменив немного свое вертикальное положение». Была назначена комиссия из компетентных лиц гражданского и епархиального ведомства при участии духовенства и некоторых из прихожан. При этом старожилы засвидетельствовали, что в таком положении колокольня находилась уже, как они помнят, около 70-ти лет. После тщательного осмотра прочности колокольни комиссия признала, что никакой опасностью колокольня не угрожает. Но затем в 1900 году признано было, что колокольня грозит падением, почему ее сломали.

До 1908 года Богоявленский собор стоял без колокольни. И, наконец, в 1908 года началось возведение новой, ставшей центральной осью целого комплекса, состоявшего из двух башен и отрезка каменной стены — он стал частью церковной ограды. На фотографии 1912 года колокольня предстает уже выстроенной.

Архитектура колокольни была выдержана в псевдо-русском стиле, который доминировал в русской архитектуре конца XIX — начала XX в.в. Столпообразная, с уменьшающимися объемами ярусов, украшенная кокошниками и малыми главками, она по силуэту напоминала старую колокольню. Новая колокольня была надвратной, под ней шла открытая арка, являвшаяся одним из входов на территорию храма.

В конце XIX — начале XX в.в. Богоявленский собор входил в число 23 православных храмов города Орла. В его приходе числилось «800 душ обоего пола», границы прихода шли по Кромской и Карачевской улицам. С 1900 года настоятелем церкви был протоиерей Илия Васильевич Ливанский, выпускник Московской духовной академии, ставший в 1906 году председателем Орловского церковного историко-археологического общества. Им в 1912 году написана и издана брошюра о чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радости».

В 1939 году была разрушена колокольня Богоявленской церкви — разобрана на кирпич. А вместе с ней — и церковная ограда. В годы Великой Отечественной войны собор лишился своего главного завершения, был сбит малый глухой восьмерик, а вместе с ним — и венчавшая его главка с крестом. Это положение зафиксировано на фотографии 1947 года. В 1945 году храм был поставлен на учет Орловским отделом по делам архитектуры, а на его стене была установлена охранная доска.

В 1948 году, когда Богоявленский собор уже находился в ведении верующих, началась подготовка к ремонтно-восстановительным работам. В результате было восстановлено завершение храма, возведена церковная ограда. Но в 1952 году главка свалилась, и на ее месте была установлена новая. В 1956 году «художником из Москвы» была частично расписана трапезная храма, а в 1957 — его основной объем с восстановлением старой живописи.

В годы Великой Отечественной войны храм стал кафедральным собором Орловской епархии. Здесь же находились мощи великого святого — святителя Тихона Задонского. Поклониться к ним приезжало много паломников. Конечно, это раздражало власть. Обкомовским распоряжением было велено спрятать мощи в Орловском краеведческом музее. Изымали святыню в полночь. Мощи сложили в мешок и увезли. В храме остались только облачение и вериги святого (которые сегодня находятся в Свято-Иоанно-Крестительском храме Орла). Было это в 1960 году. Храм закрыт в 1962 году и приспособлен под кукольный театр.

Указом митрополита Орловского Антония (Кротевича) с 25 мая 1962 г. кафедральный собор переведен из Богоявленской церкви в Ахтырскую. Богоявленский храм был закрыт 27 июня 1962 г.

Вскоре Богоявленский собор был отобран у верующих и приспособлен под городской кукольный театр. Согласно проекту была разобрана глава храма, сняты кресты, а внутреннее подкупольное пространство перекрыто плоским потолком.

В 1994 г. церковь передана общине верующих. 6 апреля 1996 г. архиепископ Орловский и Ливенский Паисий освятил храм. В церкви ежедневно совершаются богослужения.

С 19 века колокольня Богоявленского собора славилась своими звонами далеко за пределами Орла. В 1822 году для храма был вылит особый благовестный колокол, звук которого был отмечен как «ясный». Тогда же последовал указ орловского епископа Гавриила: «прежде благовеста Богоявленского ни в каком приходе его не начинать», а самому храму, и так уже бывшему в центре всех городских праздников, дан статус собора. В 2005 году для храма в Донецке отлит самый большой в Орловской области колокол весом в пять с половиной тонн и диаметром почти в два метра, а в 2007 году — набор из девяти колоколов общим весом чуть менее 7 тонн.

28 июля 2016 года, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и День Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе Первосвятительского визита в Орловскую митрополию совершил Божественную литургию в Богоявленском соборе.

С 3 по 6 сентября 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Богоявленском соборе пребывал ковчег с честной главой преподобного Силуана Афонского. Порядок во время богослужений обеспечивали волонтеры молодежного православного движения «Богоявленская семья». Оргкомитетом всероссийского принесения святыни высоко была оценена работа настоятеля собора протоиерея Александра Прищепы и православных добровольцев.

По материалам сайта Богоявленского собора

Адрес, контакты

302001, Орел, Богоявленская площадь, 1. +7 (4862) 54-31-59. http://www.sbs-orel.ru https://vk.com/sbs_orel

Духовенство

Настоятель — протоиерей Василий Иванов; протоиерей Василий Росоха, протоиерей Сергий Гаврюшин, иерей Димитрий Платонов, диакон Димитрий Жуков, диакон Роман Родионов.

Храм открыт

Богослужения в Богоявленском соборе совершаются ежедневно:

  • В будние дни: утром с 8:00, вечером с 17.00
  • В воскресные и праздничные дни: ранняя Литургия с 7.00, поздняя Литургия с 9.00, вечернее богослужение с 17.00

В каждое уставное воскресенье за вечерним богослужением читается акафист перед храмовой святыней — иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

В Богоявленском соборе совершаются все церковные требы: таинство крещения, таинство венчания; погребение (в храме и заочно), панихиды; молебны (простой и с водосвятием, благодарственный). Вы также можете заказать обедню с просфорой, сорокоуст, поминание на 1/2 года, на год, на 2 года.

Работа прихода

При Богоявленском соборе с 2015 года при по благословению и при поддержке настоятеля протоиерея Александра Прищепы существует православное молодежное движение "Богоявленская семья" — крупнейшее в Орле.

"Мы помогаем друг другу отвечать на сложные вопросы жизни, говорим о Боге, занимаемся искусством и спортом, смотрим кино, путешествуем. И по мере сил помогаем людям как волонтеры", - отмечают его организаторы.

Встречи проходят по вторникам в 18:30 в Богоявленском соборе (Богоявленская площадь, 1).

С 2009 года действует Центр православных инвалидов по слуху и воскресная школа для детей и взрослых с нарушением слуха. Община поддерживает отношения с Орловской специальной общеобразовательной школой-интернатом I и II вида. Постоянных подопечных (членов общины): 30 неслышащих и слабослышащих. Оказываемая помощь: духовное окормление, информационная помощь, паломнические поездки, поздравления с церковными праздниками, организация досуга и отдыха. Совершаются богослужения с сурдопереводом.

Святыни

Галерея

Сайт

http://www.sbs-orel.ru
64393