Епископ Ириней (Орда)

Преосвященнейший епископ Ириней (в миру Харисим Михайлович Орда) — с 28 марта 1902 г. по 20 апреля 1904 г. — правящий архиерей Орловской епархии.

На орловской архиерейской кафедре епископ Ириней сменил епископа Никанора (Каменского).

Родился в 1836 г. в бедном селе Сомовице Полтавской губернии.

Его отец был священником, достиг этого сана без образования, благодаря доброму поведению и хорошим способностям и навыку к службе церковной из «дьяков», как прежде называли в Малороссии причетников. С детства Владыка познал нужду и трудности. Но и в том времени он находил светлые стороны. Преосвященный Ириней вспоминал: «Церковь в селе моего отца стояла на горе, была бедная, деревянная, дырявая. Зимою, в холода, ветер и мороз пронизывали насквозь стены и свободно гуляли по церкви. Отец и я с братом, уже будучи взрослыми, в Академии, — все в нагольных тулупах, которые и в церкви не снимались, — приходили вместе к службам; я с братом читал и пел на клиросе. Теперь вспоминаю всегда, как хорошо был научен тогда народ главным молитвам. Слышишь, бывало, как каждый вошедший в храм прочитает начальные молитвы или, по крайней мере, „Отче наш“, „Богородице Дево“, а затем каждый прочитает „Символ веры“ и „Десятословие“».

В 1861 г. после окончания Киевской духовной академии со степенью кандидата богословия был определен наставником в Екатеринославскую духовную семинарию, где пробыл до 1864 г. В том же году защищается на степень магистра богословия и переводится в Киевскую семинарию наставником Священного Писания. В 1877 г. рукополагается в сан священника к церкви при Киевском училище девиц духовного ведомства, а в следующем году перемещен к Киево-Подольской церкви Святого Николая Доброго, при этом оставаясь в должности преподавателя семинарии и преподавателя Закона Божия 3-й Киевской гимназии. Был избран на должность Благочинного Киево-Подольских церквей.

В 1883 г. назначается на должность ректора Киевской духовной семинарии. В том же году пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. В 1884 г. назначен председателем Епархиального училищного совета.

4 мая 1888 г. назначается епископом Уманским, вторым викарием Киевской епархии, 5 мая был наречен именем Ириней, а 9 мая хиротонисан в епископа в Великой церкви Киево-Печерской лавры. В 1890 г. Преосвященный Ириней переименован в епископа Чигиринского. 19 декабря 1892 г. назначен епископом Могилевским и Мстиславским, 17 июля 1893 г. — епископом Тульским и Белевским, 14 мая 1896 г. — епископом Подольским и Брацлавским, 29 марта 1900 г. — епископом Екатеринбургским и Ирбитским, 28 марта 1902 г. — Орловским и Севским.

В Орел Преосвященный Ириней прибыл поездом из Москвы 7 мая в два часа дня в предоставленном ему отдельном вагоне Пермской железной дороги. Встретить своего нового Владыку на границе епархии выезжали представители орловского духовенства, а на вокзале его ожидали ректор семинарии с учениками, епархиальный наблюдатель, смотритель уездных духовных училищ Орла, члены Консистории, городской голова Д. А. Карпов с членами управы, полицмейстер и много народа из города. С вокзала Владыка направился в Собор, где был отслужен благодарственный молебен. На другой день в своих покоях он принял преподавателей духовно-учебных заведений. Вот как описывали это событие в «Орловских епархиальных ведомостях»: «Все ждали появления нового Владыки. Не прошло и несколько минут, как двери распахнулись и в приемный зал вступил маститый, убеленный сединами и благолепный видом старец, который величественно и истово осенил своим святительским благословением всех предстоящих посетителей и тотчас же приступил к приему и ознакомлению с представителями педагогического персонала. С первого же появления Владыки и с первых же слов его <...> всем сразу бросились в глаза его необычайная по возрасту бодрость, подвижность и живой, энергичный вид и характер, видно было, что в этом бодром теле царит такой же бодрый дух и благолепный старец обладает деятельной натурой. Его живые глаза, его легкие движения, его твердая, звучная и ясная речь с мелодичным голосом и с легким оттенком южного акцента — все убеждало в этом впечатлении <...> Ободряющее действие произвел на всех приветливый взор его и благодушное выражение лица, сразу располагающие и подкупающие в свою пользу...»

В дальнейшем это первое впечатление полностью подтвердилось. Епископ Ириней, действительно, был энергичным и трудолюбивым человеком, отличался особым смирением. По воспоминаниям современников, ему были чужды гордыня и тщеславие, не любил славословия и лести. Когда кто-либо пытался польстить ему, он всегда говорил: «О мне ни слова: вот когда умру... тогда как хотите». Епископ Ириней много и плодотворно занимался вопросами пастырской жизни и практики. В «Трудах Киевской духовной академии» им публикуется ряд статей в опровержение книги Ренана «Жизнь Иисуса Христа», перевел с немецкого сочинения Ците «Земная жизнь Господа Спасителя нашего Иисуса Христа», которое с 1867 по 1882 г. выдержало 4 издания, с английского языка — «Мученики Колизея» (Киев, 1875); издал собственное сочинение «За веру и против неверия» (Киев, 1879). Обширны и его педагогические труды епископ Ириней составил руководства к последовательному чтению пророческих книг (Киев, 1870, 1871 и 1873 гг.), к последовательному чтению учительских книг (Киев, 1871 г.), руководственное пособие к пониманию Псалтири (Киев, 1892 г), перевел «Псалтирь Зигабена» с прибавлением своих историко-экзегетических замечаний. Владыка издал книгу «Пастырская жизнь по воззрениям Вселенской церкви» (Киев, 1864 г).

С 1872 г. редактировал журнал «Воскресное чтение». С 1883 по 1888 г. состоял редактором журнала «Руководство для сельских пастырей», изданий «Библиографический листок» и «Церковно-приходская школа». В 1902 г. в Екатеринбурге были изданы его пастырские поучения, опубликована его работа «Поучение о христианских обязанностях прислуги».

За время пребывания в Орле епископ Ириней продолжил многие благие начинания своих предшественников. Более всего обращал внимание на проповедничество, необходимость непрестанного жизненного учительства паствы, что подтверждал собственным живым словом с церковной кафедры. У духовенства интересовался, что читают, у их жен — чему и как учат детей, особенно обращал внимание на обучение рукоделию. При своей крайне скромной жизни Владыка делал много добра тайно. Особое внимание уделял улучшению работы древлехранилища и пополнению его церковными древностями.

Преосвященный Ириней имел ордена Св. Анны I степени и Св. Владимира II степени и звание Почетного члена Киевской и Казанской духовных академий.

Владыка обладал большой прозорливостью. Еще в первые дни по прибытии в Орел, осматривая церкви Архирейского дома, в том числе Успенскую — место погребения Орловских епископов, — Владыка высказался, что «здесь и для него найдется место».

Епископ Ириней умер от паралича сердца в Орле 10 апреля 1904 г. и был похоронен у южной стены в Успенском храме на Архиерейском подворье.

В 1920-е годы могилы захороненных в Успенском соборе пяти архиереев были осквернены и разграблены, кости разбросаны, а черепа похищены. Сохранилась лишь одна глава Преосвященного Иринея. Грабители унесли все, что смогли, включая даже нательные кресты архипастырей, не говоря уже о митрах и панагиях. В 1980 г. была снесена и сама Успенская церковь.

В 1990 г. в ходе строительных работ на территории кладбища были обнаружены архиерейские захоронения. Члены Братства Успения Богородицы и местные археологи собрали останки епископов, поместили их в гробы и захоронили впоследствии на территории Успенского мужского монастыря. В совершении панихиды, отслуженной в Свято-Троицком храме монастыря, приняло участие духовенство города Орла во главе с епископом Орловским и Ливенским Паисием. Владыка Паисий сказал прочувствованные слова и испросил у покойных предстоятелей от лица всего народа православного прощения за то поругание, которому подверглись священные останки в годы гонений на Русскую Православную Церковь.

А. И. Перелыгин, председатель Орловского церковного историко-археологического общества

Литература:

  • Орловские епархиальные ведомости. — 1904. № 16. Отдел неофициальный. — С 388.