Рождественское послание Преосвященного Антония, архиепископа Орловского и Ливенского

Рождественское послание Преосвященного Антония, архиепископа Орловского и Ливенского

«Днесь всяка тварь веселится и радуется,
яко Христос родился от Девы Отроковицы»
(Канон праздника, 9-я песнь)

Возлюбленные о Господе мои сослужители на ниве Христовой, представители власти, деятели науки и культуры, наше славное казачество, воины, студенты учебных заведений, учащиеся воскресных школ, дорогие братия и сестры Орловской области — центра нашей необъятной России!

Сердечно поздравляю Вас с великим и святым праздником явления миру Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа! Воистину это великий и святой день, в который исполнились все библейские пророчества о явлении Того, кто есть Свет миру, отверзающий нам Царство Небесное. Это величайшее для нашей планеты и воистину космическое для всего мироздания событие, несет в себе непревзойденное по важности значение, ибо только Христом Спасителем «на конец веков», как о том сказано, обновился мир, окончательно погрязший тогда в идольской дьявольской лести и косвенно коснувшийся богоизбранного народа. Поэтому праздник Рождества Христова навсегда запечатлен в безвременной вечности, которой не лишена ни одна душа человеческая. Этот великий праздник предваряет и нашу встречу с Богом в день второго пришествия Христа Спасителя в новом мире для всех, уже на земле нашедших себя в Его святой и никогда непогрешимой Церкви. Конечно, тогда неверующие во Христа будут оправдываться тем, что, якобы ничего не слышали о Христе и о Его спасительной Церкви, но утверждать такое даже сегодня, после более чем двухтысячелетнего периода существования св.Церкви Христовой — более чем лукаво!

Не случайно священная книга Библия состоит из двух главных неопровержимых свидетельств. Первое — о имеющем родиться от Девы Мессии, и второе — о самом Мессии. Во втором свидетельстве в святом Евангелии ясно повествуется о чудесном рождестве Сына Божия, о явлении Его миру и о Его Божественной Миссии во спасение людей в нашем греховном мире. Факт Рождества Божественного младенца ниспроверг языческий миф псевдорелигиозности, ибо в чудесном Боговоплощении Христа действительно сошла на Землю сама Истина. «Бог есть любовь и истина» (1 Ин. 4,8), явленная всему человечеству Самим Христом и Богом для вечного спасения каждого, кто уверовал в Него в основанной Им для этого единой и святой Церкви.

О явлении Христа св. Евангелист Матфей так повествует: «когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с Востока и говорят: где родился Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду его на Востоке и пришли поклониться Ему ... и войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Материю Его, и пав, поклонились Ему» (Мф.2,1-2; 2,11). Здесь говорится о том, что Волхвы, как и все свидетели, искали, где поклониться Христу, и найдя место — исполнили данное им святое веление. После этого они ушли в «страну свою» и возвестили там о великом событии, положившем основание новой и конечной Эры для всего человечества, именуемой Христианской Эрой. Но заметим, что волхвы лишь «возвестили» о Рождестве Христа, и только позже, после преславных и искупительных Страстей Господа на Кресте, после последующего погребения, Воскресения, Вознесения и утверждения Христовой Церкви, уже не только волхвы, но святые Апостолы Христовы не только возвестили о Христе всему миру, но и дали первым христианским общинам самое драгоценное и необходимое для нашего спасения Христово установление — Божественную Литургию. Святая Евхаристия — главная часть этой божественной и пренебесной службы на земле. Она является краеугольным камнем Божественного Домостроительства дела спасения человека в основанной для этого раз и навсегда святой Соборной Апостольской и изначально православной Церкви. Сам Господь сказал о ней: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф.16,18). Последнее наглядно доказано веками гонений на Неё, но никогда — не побеждаемой!

Божественная Литургия, соблюдаемая священноначалием в Церкви, воистину есть Царские Врата в Царство Вечной Правды Божией. В этом Богослужении, или в этом «небе на земле», как называет его св. Иоанн Кронштадтский, заложено все для нашего внутреннего обновления и преображения Духом Святым, ибо, по словам Господа, «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк.17,21). Божественная православная Литургия, говоря языком современным, есть переход из гражданства земного — в гражданство небесное, определяемое не результатами данного Богом нам творческого потенциала, нам, естественно, необходимого, но исключительно духовно-нравственными качествами, всегда восполняемыми за Божественной Литургией. Жизненный путь без Бога, сопровождаемый, как правило, всеобщей безнравственностью и падением культуры — путь в тоннель без просвета, а чем он оканчивается, легко узнать, включив сегодня телевизор на темы все возрастающего в мире криминального потенциала. Отметим, что не рационалистическим разумением, которому отведена лишь узкая роль хозяйственно-практических решений, а разумением духовно-нравственных вечных ценностей, которым в первую очередь всегда следовала и ими руководствовалась Божия Матерь нам следует подражать, соблюдая себя в чистоте и преданности Богу.

Следует обратить внимание, что Спаситель мира нигде и никогда не основывал иных верований и церквей кроме одной, и только посягавшие на чистоту Православия сами тем себя отсекли от единства веры, исказив затем и само богослужение, ставшее уже не православным. Принявшие изначально чистую и святую веру православную, стали чадами Божиими, являющими собой, как пишет св. Апостол Петр, «род избранный, царское священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенство Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой Свет, некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда не помилованные, а ныне помилованы» (1 Петра, 2,9-10). Божественная Литургия — это Сам Господь, в Ней присутствующий и нас спасительно посещающий по мере нашего искреннего обращения к Нему в прошениях, произносимых по церковному Уставу. Святой Дискос, поставленный на св.жертвеннике в алтаре в начале первой части Божественной Литургии, означает и мир весь, и ясли, и само Рождество Богомладенца Христа, и сам Агнец, понёсший грехи наши. Над этим святым приготовлением присутствует частичка из просфоры Божией Матери, Пророков, Апостолов, и всех святых. Здесь же полагается Звездица, являющая собой Вселенную и Звезду, приведшую к Богомладенцу Христу волхвов и всех затем последователей Христа в Его изначально единой и соборной Церкви. Под Церковью здесь надо понимать всех чад Христовых, как Церкви Ветхозаветной, ожидавшей Мессию, так и Церкви Христовой — Новозаветной. На жертвеннике же и орудия страданий Христа, выносимые на Великом входе. А какой неизреченной радостью наполняются наши сердца, когда, по пресуществлении Святых Даров, мы слышим и воздаем достойную хвалу Божией Матери — избраннице от всего рода человеческого, удостоившейся столь высокой чести: «Изрядно, о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Почитание Божией Матери — не менее высоконравственно и спасительно для нас как и почитание Самого нашего Творца и Господа. Эта святость, возвысившая Самим Богом Божию Матерь превыше Херувимов и Серафимов, славящих Господа, запечатлена в св.Евангелии и сказанными Ею словами: «се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк.1,48). В Божественной Литургии воздается должная наша благодарность и Божией Матери, и св. Апостолам, и всем святым, угодившим Богу и призывающим нас последовать примеру их чистой и святой жизни. Как бы ни согрешил человек — частичка, вынутая за него за Православной Божественной службой и омытая Кровию Сына Божия, является великим облегчением ему в надежде исправления и совершенствования, а для почивших — великого послабления в надежде Жизни Вечной с праведными.

Никакие внутрицерковные соблазны не могут оправдать отпадение от единой и святой Православной Церкви. Церковь — это единый организм, это единое Тело Христово, и как бы ни было значительно какое-либо недоумение в ком по немощи человеческой, св.Церковь имеет множество целительных пластырей, способных молитвой и постом чад ее уврачевать любую рану заблудшего. Густая сеть всякого лжеверия, насаждаемая у нас для дальнейшего разделения нашего многострадального народа еще и по религиозному признаку, рассеется как дым, если мы все вернемся к своим истинным духовным ценностям, уже более тысячи лет создающим непобедимый дух нашего народа и утверждающим тем его непобедимое национальное духовное единство и достоинство.

Введение преподавания в светских школах «Основ православной культуры» дает надежду, что руководство образованием должным образом относится к этой важнейшей государственной программе, повсюду разъясняя, что выбор предмета «Основ православной культуры» (как и других в зависимости от национальности ребенка), должен осуществляться не навязыванием детям той же атеистической идеологии, заложенной в основах так называемой «светской этики» и других псевдорелигиозных мотиваций, а только выбором предмета посредством мнений о том родителей, заинтересованных, естественно, в получении их ребенком знаний, формирующих культуру в тесном соприкосновении с собственным этническим представлением родителей детей, согласно их веры, а не преподавателями, часто еще зацикленными на «религиоведении» атеистического толка.

Божиею Милостию, уходящий год ознаменован у нас освящением нового храма в честь иконы Божией Матери Казанской в Св.Успенском монастыре г.Орла, успехами в благотворительности, в активной деятельности Воскресных школ при храмах, дальнейшим совершенствованием церковно-певческого искусства и другими полезными и необходимыми церковными мероприятиями.

Величайшей важности событием была для нас в уходящем году возможность еще раз почувствовать, насколько действенно и сегодня в наших гражданах чувство, что Россия была и является «Домом Божией Матери». Ярким свидетельством этого для нас стало явление народу нашему величайшей святыни мира — честного пояса Божией Матери при том, что за почти двухтысячелетний период со времен жизни Христа Спасителя на св.земле, эта святыня практически никогда не покидала Ватопедский Афонский монастырь: именно Россия стала удивительным и радостным исключением из строгого Афонского правила, а скорее всего — на то была Воля Самой Божией Матери.

Конечно, не все смогли приложиться к этому столь живому свидетельству о жизни на Земле Самого Спасителя и Преблагословенней и Пресвятой Богородицы Девы Марии — Матери Господа, но можно смело сказать, что в любых уголках всей России искренне молились Пресвятой Богородице все, посещавшие в те дни наши святые обители и храмы, Пресвятой Богородице посвященные, и перед Ее святыми иконами — в своих домах. Молились, потому что у каждого были свои к Ней, Заступнице рода человеческого молитвы, и каждый чувствовал Ее помощь.

Как свидетель принесения сей великой Святыни в храм Христа Спасителя в Москве, я, видя приближение ковчега со святым Поясом, несомого благоговейно афонскими иноками, испытывал глубокое волнение, в котором сочеталось вместе с моей молитвой к Богородице близкое Ее присутствие. Я понимал, что видеть Ее моими очами был недостоин, но присутствие Ее — чувствовал. В этот момент во мне имели место два переживания, несоизмеримых друг другу: страх и Радость. Первое затем прошло, а второе во мне присутствует и ныне. Воспоминая пережитое, еще более четко понимаю: Пресвятая Богородица всегда с нами, с теми, кто чтит Ее; кто молится Ей на Афоне ли, или в других странах и местах, потому и является Она всему миру великая заступница и ходатаица перед Богом о всяком нашем благополучии, даже тогда, когда мы об этом и не подозреваем.

Явление в России честнаго Пояса Пресвятой Богородицы, к которому нескончаемым потоком и днем и ночью приходили люди, есть свидетельство Самой Божией Матери, что вера православная в нас еще не угасла и заступничество за нас Божией Матери перед Сыном Ее и Богом нашим продолжено, если будем хранить единство нашей веры и ею утверждаться всесторонне, и никакая сила тогда не одолеет нас и наше Святое Отечество.

В заключение, приношу Вам мои самые добрые пожелания доброго здоровья и всякого благополучия по случаю вступления в новый год благости Господней — две тысячи двенадцатый.

Да будет он для всех нас радостным и благословенным!

С любовью о Господе,

Архиепископ
Орловский и Ливенский
АНТОНИЙ

Рождество Христово
2011 / 2012 года
г.Орел

3032