Сюжет рубрики «Святой дня» нового православного телеканала «Царьград» был посвящен памяти преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), много лет трудившегося в сане священника на орловской земле. Его память Православная Церковь отмечает 5 апреля.
Будущий преподобноисповедник родился 1870 г в Воронежской губернии в семье священника. Назвали его при рождении Митрофаном.
В 1896 году, после окончания Воронежской духовной семинарии он был назначен в Орел, где со временем стал настоятелем Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка. Здесь он всего себя отдал служению Богу и духовной помощи пастве, был прекрасным, проповедником, создал при приходе библиотеку и школу. Все получаемые от благотворителей средства о, Митрофан жертвовал на храм. При церкви было также открыто общество трезвости, Отец Митрофан вносил пожертвования и в Орловский Дом трудолюбия.
Летом 1903 года в Сарове состоялось торжественное прославление преподобного Серафима. На этих торжествах присутствовал и будущий подвижник. Здесь он был представлен Великой княгине Елисавете Феодоровне и произвел на нее самое благоприятное впечатление своей искренней верой, смирением, простотой и отсутствием какого-либо лукавства.
В 1904 году началась русско-японская война. 51-й драгунский Черниговский полк выступил в поход на Дальний Восток. Вместе с полком отправился и отец Митрофан.
Во время служения в действующей армия о. Митрофан вел подробный дневник, который был в последствии напечатан. За выдающиеся пастырские заслуги, проявленные во время войны, о. Митрофан был возведен в сан протоиерея, имел награды: скуфью и камилавку. За войну получил и военные награды: Анна III степени, Анна II степени, Владимир IV степени и по окончании русско-японской войны был получен наперсный крест на Георгиевской ленте.
Шефом орловского полка была великая княгиня Елизавета Феодоровна, ныне прославленная Церковью в лике преподобномучениц. После убийства революционерами мужа — великого князя Сергея Александровича в 1905 году великая княгиня Елизавета Феодоровна целиком посвятила себя милосердию. В 1906–1908 годах она обдумывала план создания будущей Марфо-Марииинской обители — светской общины сестер милосердия, основанной на монашеских началах послушания и самоотвержения. Отец Митрофан предложил свой проект устава; его взгляд на устройство обители был близок великой княгине, при этом она высоко ценила отца Митрофана как священника — так он был приглашен на должность духовника Марфо-Мариинской обители милосердия.
Наступил 1917 год — февральская революция, отречение государя, арест царской семьи, октябрьский переворот.
На Пасхальной седмице 1918 года великую княгиню Елизавету Феодоровну арестовали и увезли в Алапаевск, где 18 июля она приняла мученическую кончину. Управление обителью в эти страшные для верующих годы взял на себя о. Митрофан. В 1919 году, по благословению Патриарха Тихона, о Митрофан принял монашеский постриг с именем Сергий (вместе с женой, которая стала монахиней Елисаветой); был возведён в сан архимандрита. Он продолжал окормлять сестер вплоть до закрытия обители. Вскоре его арестовали, он был приговорен к расстрелу, сидел в камере смертников.
Архимандриту Сергию расстрел заменили ссылкой. В ссылке и в лагере, несмотря на преклонный возраст, он провел шестнадцать лет, отбывал срок в Сибири, на севере, работал на лесоповале.
После освобождения уехал в село Владычня Тверской области, стал служить в местном храме. Был известен как молитвенник и человек святой жизни. Люди стали обращаться к нему за помощью, и некоторые по своей вере и молитвам праведника получали исцеления. Храм в селе был закрыт, и ему приходилось ходить молиться в соседнее село, а после того, как власти выразили своё недовольство этим, он молился в своём доме. Тайно продолжал служить, несмотря на запрет властей: надевал на рясу мирскую одежду и ходил по домам, тайно совершая требы.
Во время Великой Отечественной войны во Владычне расположилась советская воинская часть, село оказалось недалеко от передовой. Почти каждый день над расположением воинской части летали немецкие самолеты, но ни разу ни одна бомба не упала ни на храм, ни на село. Верующие связывали это с молитвами старца.
В последние годы жизни архимандрита Сергия, начиная с 1945 года, его духовником был протоиерей Квинтилиан Вершинский, служивший в Твери и часто приезжавший к старцу. Отец Квинтилиан сам несколько лет пробыл в заключении и хорошо знал, что такое нести тяготы и горечь гонений в течение многих лет. Он вспоминал об отце Сергии: «Всякий раз, когда я беседовал с ним, слушал его проникновенное слово, передо мной из глубины веков вставал образ подвижника-пустынножителя... Он весь был объят Божественным желанием... Это чувствовалось во всем, особенно когда он говорил. Говорил он о молитве, о трезвении — излюбленные его темы. Говорил он просто, назидательно и убедительно. Когда он подходил к сущности темы, когда мысль его как бы касалась предельных высот христианского духа, он приходил в какое-то восторженно-созерцательное состояние и, видимо, под влиянием охватившего его волнения помыслы его облекались в форму глубоко душевного лирического излияния».
После кончины архимандрита Сергия его почитание как подвижника и молитвенника не только не уменьшилось, но со временем всё более возрастало. Многие ходят на источник около села, из которого брал воду святой.
В августе 2000 года Сергий Сребрянский был канонизирован на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в лике святых новомучеников и исповедников Российских. В 2000 году мощи святого были перенесены в Воскресенский кафедральный соборе города Твери, где поставлены в левом приделе для всеобщего почитания.
Информационно-аналитический отдел Орловской митрополии