4 сентября исполнилось 100 лет со дня гибели священномученика Макария (Гневушева), служившего на Орловской кафедре в переломном для истории страны 1917 году.
В сентябре этого года также исполняется 160 лет со дня его рождения — священномученик Макарий (Гневушев), епископ Орловский и Севский, родился в сентябре 1858 года в селе Репьевка Ардатовского уезда Симбирской губернии.
В 1882 окончил Киевскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (кандидатское сочинение «Александрийская Церковь») и был назначен преподавателем русского языка Киево-Подольского Духовного училища.
С 1883 — наставник Острожской учительской семинарии, с 1885 — преподаватель Киевского женского духовного училища, с 1890 — преподаватель Киевской Духовной семинарии, активный миссионер.
В 1902 был инициатором создания «Киевского педагогического общества взаимной помощи». Принимал деятельное участие в монархическом движении в Киеве, в 1906–08 был членом Совета Киевского отдела Русской Монархической Партии (РМП), членом Киевского отдела Русского Собрания (РС).
В 1908 принял постриг с именем Макарий, рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря с возведением в сан архимандрита. Сразу принял активное участие в монархическом движении в Москве.12 ноября 1909 избран кандидатом в члены Правления Собрания, а затем стал членом Правления.
С 1909 — настоятель Московского Новоспасского ставропигиального монастыря.
11 июля 1914 в Н. Новгороде хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Уже в архиерейском сане принял участие в Совещании Монархистов 21–23 ноября 1915 в Петрограде (Петроградское Совещание), на котором был избран в состав Совета Монархических Съездов.
28 января 1917 назначен на самостоятельную кафедру — епископом Орловским и Севским.
В указе Священного Синода от 1 февраля 1917 года сказано: «Государь Император в 28 день сего января, высочайше утвердить соизволил всеподданнейший доклад Св. Синода об освобождении епископа Орловского Григория, в виду его болезни, от управления Орловскою епархиею и о бытии викарию Нижегородской епархии, епископу Балахнинскому Макарию епископом Орловским и Севским». Как сообщают Орловские Епархиальные Ведомости: «В субботу 25 февраля, утром, с почтовым поездом из Москвы прибыл в Орел Преосвященнейший Макарий, Епископ Орловский и Севский. На вокзале Преосвященного встретили Начальник губернии граф П.В. Гендриков, вице-губернатор Н.К. Комаровский, городской голова И.А. Гумбин, некоторые начальники военных и гражданских частей, ректор духовной семинарии, кафедральный протоиерей и ключарь собора, члены и секретарь консистории, благочинный градских церквей, наблюдатель церковно-приходских школ, председатель совета и инспектор классов Епархиального женского училища и др.».
Орел встретил Преосвященнейшего Макария «красным звоном» с колоколен всех церквей города. Однако уже меньше, чем через три месяца владыка будет оклеветан и отстранен от Орловской кафедры. Но в этот день его приветствовали словами благословения, как епископ Павел в своей приветственной речи:
В своем слове «На стражу мира и любви» при вступлении на Орловскую кафедру, епископ Макарий приветствуя православный народ Орловской земли, обращается к нему словами Господа нашего Иисуса Христа: «Мир Вам». «Мир во всех областях вашей жизни. Мир — во внешних взаимоотношениях. Мир — в душе. Мир — в совести. ...Мир — первая и важнейшая ступень к любви». Далее владыка сказал о том, что Господь призвал его на служение пастве Орловской в одно из самых тяжелых и опасных времен в исторической жизни русского народа.
Заканчивая свое обращение к пастве Орловской епархии, епископ Макарий призвал всех стоять на страже мира и любви Христовой. Благословив после своей речи каждого из присутствующих, владыка отбыл с вокзала в архиерейский дом, где в Крестовой церкви был встречен братией и игуменией Введенского монастыря, матушкой Евгенией, которая поднесла ему икону Балыкинской Божией Матери.
Перевод преосвященного Макария на Орловскую кафедру совпал с очень трагическими событиями в судьбе России. Через пять дней — 2 (15) марта у России не стало Богоизбранной власти. Можно только вообразить переживание русского православного человека по поводу этого исторического события, тем более человека образованного, всем сердцем любящего Отчизну, представляющего последствия этого трагического события. Тем не менее, владыка остается в строгом послушании Церкви. На письме с Указом из Святейшего Правительствующего Синода от 9 (22) марта о прочтении в церквах епархии акта об отречении Николая II от престола, он пишет 12 марта резолюцию: «Акты об отречениях уже прочтены. При следующем служении прочесть прилагаемое при сем послание».
Деятельность владыки на пользу Церкви и государству не только не ослабла, но еще более усилилась. Он почти ежедневно возглавляет Богослужения в Орле и пригородах, его проповеди отличаются глубиной познания истории, любовью к слушающим. Преосвященный Макарий предупреждает:
Он выступает против обновленческих течений в Церкви, встречается с учителями и учащимися духовных учебных учреждений Орла, организовывает чествование старейших приходских священнослужителей епархии, публикует, казалось бы, узкопрофессиональную статью «Пчеловодство и православное духовенство». Однако прочитав эту работу, видишь, насколько она современна — как необходимо и в наше время и может быть более необходимо, чем сто лет назад, введение такого предмета в школы, в воскресные школы и духовные училища. Много времени уделяет владыка организации духовной жизни в епархии: «Ввиду важности совершающихся событий, — прошу все духовенство приложить все усилия и средства к единению, как между собою, так и с прихожанами».
Владыка благословляет и просит проводить пастырские собрания с привлечением мирян, ведет подготовку для проведения епархиального съезда духовенства, заботится о подготовке к приемным экзаменам в Ливенское и Севское Духовные Училища, систематически через Орловские Епархиальные Ведомости обращается с архипастырскими посланиями к «Возлюбленным пастырям и православным чадам церкви и земли Орловския». Эти послания свидетельствуют о пророческом видении владыкой будущих судеб народа и страны.
Многократно будущий священномученик говорит о том, что гнев, зависть, распри, чувство мщения, тщеславия, приводили и приводят людей к взаимному раздражению, к взаимному угрызению и съеданию и, в конце концов, к самоистреблению. «Боже сохрани нас от этого великого горя! Боже! Сохрани Русь Святую от распрей, ссор, междоусобий!».
Сегодня мы видим, что молитвы священномученика не остались не услышанными Господом и сегодняшний день тому подтверждение. Искренняя преданность православию, любовь к Отчизне и народу не могла остаться безнаказанной со стороны сил тьмы, поставивших своей задачей уничтожить Церковь Христову в России, а значит и Россию. В апрельском номере газеты «Орловский вестник» печатается телеграмма на имя Святейшего Синода и Обер-прокурора об устранении епископа Макария с Орловской кафедры.
В своем ответе на эту статью, опубликованном в Орловских Епархиальных Ведомостях, озаглавленном «Правда и безпристрастие — основа и источник истиной свободы», владыка, анализируя появление этой телеграммы, подробно излагает истинные причины недовольства той части общества, которой безразличны судьбы России и ненавистна Церковь Христова. Заканчивается обращение владыки словом «Пасха нетленная», которое невозможно читать и нашему современнику без душевного волнения: «Мы постоянно умираем для прошлого, отчасти для настоящего, чтобы воскреснуть и жить для будущего, чтобы шире и глубже воплотить в нашу жизнь дорогой для нас идеал». Эти слова реализовались в земной и вечной жизни священномученика Макария.
14 апреля 1917 года Преосвященный Макарий отбыл из Орла в Петроград по вызову в Святейший Синод для доклада о положении в епархии. В мае епископ Макарий возвращается в Орел. В июньском номере Епархиальных Ведомостей опубликована последняя его статья: «К Православному духовенству Орловской епархии». Эпиграфом к этой статье владыка взял слова апостола: «Блюдите, как опасно ходите... Ныне дни лукавы суть... Бдите и молитесь, да не внидите в напасть». С горечью владыка констатирует: «Всматриваясь в явления текущей жизни, нельзя не заметить прежде всего, что приходские пастыри на мой призыв к объединению между собой и с мирянами почти совсем не откликнулись и потому, думается мне, остались совершенно беззащитными как против происков и зложелательств дурных в приходах и клире лиц, объединяющихся часто с социал-демократами, так и против льстецов и обманщиков, выбросивших над своими главами знамя свободы и объединения, а на деле сеявших и сеющих смуту и творящих же дело погибельное, что и известный Ленин со товарищи».
Вскоре против епископа Макария начались преследования за монархические взгляды и деятельность, и 26 мая 1917 владыка был уволен на покой с определением места проживания в Спасо-Авраамиевом монастыре в Смоленске, а с января 1918 он был переведен в Спасо-Преображенский монастырь г. Вязьмы.
22 авг. 1918 владыка был все-таки арестован по абсурдному обвинению в «организации белогвардейского восстания». После ареста мужественно переносил глумления и побои. 2 сент. его перевели в Смоленскую губернскую тюрьму, а 4 сентября он был осужден ЧК Западной области за «контрреволюционную деятельность» и приговорен к расстрелу.
Реабилитирован 14 апреля 1993 года Прокуратурой Смоленской области.
В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей канонизирован в лике священномученика со включением в Собор новомучеников и исповедников Российских.
Прославлен в сонме Новомучеников и Исповедников Российских 20 августа 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Информационно-аналитический отдел Орловской митрополии