«Мы постоянно умираем для прошлого, отчасти для настоящего, чтобы воскреснуть и жить для будущего»

4 сентября — день памяти священномученика Макария (Гневушева), служившего на Орловщине в переломном 1917-м
4 сентября — день памяти священномученика Макария (Гневушева), служившего на Орловщине в переломном 1917-м

4 сентября исполнилось 102 года со дня гибели священномученика Макария (Гневушева), служившего на Орловской кафедре в переломном для истории страны 1917 году.

Михаил Васильевич Гневушев, ставший впоследствии священномучеником Макарием, родился в 1858 году. Имел высшее богословское образование.

Он стал известен как духовный и национальный деятель в бытность Киевским епархиальным миссионером.

В 1908 году был пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря с возведением в сан архимандрита.

В 1909 году Святейшим Синодом перемещен на настоятельскую должность в Московский Новоспасский ставропигиальный монастырь.

Настоятель Московского Новоспасского монастыря архимандрит Макарий во время крестного хода

Настоятель Московского Новоспасского монастыря архимандрит Макарий во время крестного хода

11 июля 1914 года хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Уже в архиерейском сане принял участие в Совещании Монархистов 21–23 ноября 1915 года в Петрограде (Петроградское Совещание), на котором был избран в состав Совета Монархических Съездов.

28 января 1917 года назначен на самостоятельную кафедру, став епископом Орловским и Севским.

Перевод преосвященного Макария на Орловскую кафедру совпал с трагическими событиями в судьбе России. Орел встретил Преосвященнейшего Макария «красным звоном» с колоколен всех церквей города. Однако уже меньше, чем через три месяца, Архипастырь будет оклеветан и отстранен от Орловской кафедры.

Владыка Макарий почти ежедневно возглавляет Богослужения в Орле и пригородах, его проповеди отличаются глубиной познания истории, любовью к слушающим.

Он выступает против обновленческих течений в Церкви, встречается с учителями и учащимися духовных учебных учреждений Орла, организует чествование старейших священнослужителей епархии.

Много времени Владыка уделяет организации духовной жизни: «В виду важности совершающихся событий, — прошу все духовенство приложить все усилия и средства к единению, как между собою, так и с прихожанами», — пишет он в «Орловских епархиальных ведомостях».

Владыка благословляет и просит проводить пастырские собрания с привлечением мирян, ведет подготовку епархиального съезда духовенства, заботится о приемных экзаменах в Ливенское и Севское Духовные училища, систематически через «Орловские Епархиальные Ведомости» обращается с Архипастырскими посланиями к «Возлюбленным пастырям и православным чадам церкви и земли Орловския».

В апрельском номере газеты «Орловский вестник» печатается телеграмма на имя Святейшего Синода и Обер-прокурора об устранении епископа Макария с Орловской кафедры. В своем ответе на эту статью, опубликованном в «Орловских Епархиальных Ведомостях», озаглавленном «Правда и безпристрастие — основа и источник истиной свободы», Владыка, анализируя появление этой телеграммы, подробно излагает истинные причины недовольства той части общества, которой безразличны судьбы России и ненавистна Церковь Христова. Заканчивается обращение Владыки словом «Пасха нетленная», которое невозможно читать и нашему современнику без душевного волнения:

     

Мы постоянно умираем для прошлого, отчасти для настоящего, чтобы воскреснуть и жить для будущего, чтобы шире и глубже воплотить в нашу жизнь дорогой для нас идеал.

Эти слова реализовались в земной и вечной жизни священномученика Макария.

14 апреля 1917 года Преосвященный Макарий отбыл из Орла в Петроград по вызову в Святейший Синод для доклада о положении в епархии. В мае епископ Макарий возвращается в Орел.

Вскоре против Владыки начались преследования за монархические взгляды и деятельность.

26 мая 1917 года Архипастырь был уволен на покой с определением места проживания в Спасо-Авраамиевом монастыре в городе Смоленске, а с января 1918 года он был переведен в Спасо-Преображенский монастырь города Вязьмы.

Ордер на арест епископа Макария
Ордер на арест епископа Макария

22 августа 1918 года Владыка все-таки был арестован по абсурдному обвинению в «организации белогвардейского восстания». После ареста мужественно переносил глумления и побои.

2 сентября его перевели в Смоленскую губернскую тюрьму, а 4 сентября он был осужден ЧК Западной области за «контрреволюционную деятельность» и приговорен к расстрелу.

Святителя в составе группы из 14 человек вывезли в пустынное место под Смоленском и построили спиной к свежевырытой могиле. Убивали по очереди, подходя вплотную и приставляя винтовку ко лбу. Владыка был последний, он молился с чётками в руках и благословил каждого: «С миром отыди».

Когда дошла его очередь, у красноармейца дрогнула рука. Увидев страх в глазах палача, Владыка сказал: «Сын мой, да не смущается сердце твоё и Твори волю пославшего тебя».

Вскоре этот красноармеец, простой крестьянин, оказался в больнице для душевнобольных. Каждую ночь он видел во сне убитого святителя, благословляющего его.

Признание красноармейца, совершившего убийство святителя

Я так понимаю, что убили мы святого человека. Иначе как он мог узнать, что у меня захолонуло сердце? А ведь он узнал и благословил из жалости и теперь из жалости является ко мне, благословляет, как бы говоря, что не сердится. Но я-то знаю, что моему греху нет прощения. Божий свет мне стал не мил, жить я недостоин и не хочу.

Епископ Орловский Макарий (Гневушев) реабилитирован 14 апреля 1993 года.

Икона священномучека Макария. 21-й век.
Икона священномучека Макария. 21-й век

Прославлен в сонме Новомучеников и Исповедников Российских 20 августа 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Информационно-аналитический отдел Орловской митрополии.

154