Протоиерей Иулий Боронтов: «Пост — не просто время, когда ты лишаешь себя скоромной пищи»

Протоиерей Иулий Боронтов: «Пост — не просто время, когда ты лишаешь себя скоромной пищи»
Фото: 

Евгений Мартынов; Евгений Борисов/ из архива Орловской митрополии.

26 февраля православные христиане празднуют Прощеное воскресение, готовятся к началу Великого поста. Накануне этой даты настоятель Крестовоздвиженского храма протоиерей Иулий Боронтов рассказал корреспондентам газеты «Мценский край» о важности прощения и покаяния, участия в духовной жизни Церкви.

— Сегодня — Прощеное воскресение. В это время для многих людей актуален вопрос — как простить? Ведь есть грехи по-настоящему страшные... Как же прощать человека, причинившего тебе великое, страшное, непоправимое зло?

— Обязательно нужно осознать, что и ты не чист перед Господом, что и у тебя есть грехи. Помните, как в молитве «Отче наш»? «Оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим». Святые отцы задались вопросом: можно ли понимать частицу «как» в разрезе «как мы помилуем, так и Господь помилует». Тогда это была бы катастрофа, потому что если Бог будет к нам настолько же милостив, насколько мы бываем милостивы друг к другу, то никто не спасется...

Мы видим в притче о немилосердном должнике, как один человек, который был должен государю десять тысяч талантов (астрономическая сумма), взмолился: «Потерпи, и я все отдам тебе!» (а до этого царь приказал продать в уплату долга все его имение, его самого с женой и детьми угнать в рабство). Правитель пожалел его и простил ему весь его долг, а тот, в свою очередь, встретив товарища своего, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, говорил: «Отдай мне, что должен!». Тогда товарищ его пал к ногам, умолял его и говорил: «Потерпи чуть-чуть, я все отдам тебе!». Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Государь, прослышав про это, разгневался, призвал своего подданного и сказал: «Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь отдал должника истязателям, пока тот не отдаст ему деньги.

Эта притча говорит, как велики наши грехи перед Богом и как незначительны друг перед другом. Да, конечно, бывают грехи ужасные, невообразимые, и люди бывают страшные. Но большинство из нас с ними, к счастью не встречаются. И у человека, совершившего зло, есть шанс покаяться...

Знаете, я смотрел недавно фильм о Нюрнбергском процессе. Там вершился суд над хладнокровными убийцами, которые расправились с миллионами людей. И для них был назначен духовник — протестантский пастор. И вот он вспоминал, как, готовясь к встрече, думал: «Как же мне общаться-то с этими нелюдями?». Он нашел способ: представил, что когда-то они были детьми, обычными детьми, которые много-много рез свернули не туда, извратив свою душу. Но какая-то частица добра должна была остаться и в них. И действительно, некоторые из его подопечный перед смертью покаялись.

Ну и еще для прощения обязательно нужно понимание, что ничто без воли Божией не происходит. Каждый человек проходит свой путь, каждый пьет чашу своих скорбей.

В житиях святых мы видим, что иногда праведник мог один раз спасти от казни грешника, а в другой раз не вмешаться когда казнили невиновного. Когда у одного из них спросили: «Почему ты спас злодея, а не помог невиновному?», он ответил: «Я хотел привести грешника к покаянию. А мимо невинного прошел, потому что увидел, что ему на небе венец готовится и не стал его этого венца лишать».

— Завтра начинается первая седмица Великого поста. Что главное в нем?

— Во-первых, надо понимать, что пост — не просто время, когда ты лишаешь себя скоромной пищи. Хотя, конечно, это тоже очень важный момент. У человека все взаимосвязано — и душа, и тело, поэтому и совершенствовать их нужно тоже в связке. Просто когда тело получает калорийное питание, это способствует в какой-то степени разленению души. Знаете такую поговорку: «Сытое брюхо к ученью глухо»?

Так что главная сторона поста все-таки не питательная, а духовная. Настоящий христианин готовится к воздержанию заблаговременно — посту предшествуют подготовительные недели. Первая из них, Неделя о мытаре и фарисее, настраивает на пост. Мы, священники, на проповедях приводим пример мытаря, который был человеком грешным и пришел к Богу просить прощения за свои грехи, ничем себя не оправдывая. В том же храме в тот момент стоял фарисей — человек, который очень старался в своей жизни соблюдать заповеди Божьи. Хотя, все, кто читал Евангелие, знают, что Иисус часто обличал лицемерие фарисеев: они соблюдали только какие-то внешние стороны обрядов, а милости не делают. И вот этот фарисей стоял в храме, говоря: «Господи, благодарю тебя, что я не такой как другие грешники». Мытарь, по словам Христа, вышел из храма более оправданным, чем фарисей.

Человек, готовящейся к посту, должен осознать себя мытарем, понять, что у него много грехов, которым нет никаких оправданий, и нет ничего такого, чем бы он мог грехи эти искупить. Ему нечего предложить Богу в принципе, в искупление своих грехов — и он уповает только на милость Божию.

Следующая подготовительная неделя — Неделя о блудном сыне. Ее цель — чтобы кто-то, видя за собой немалое количество грехов, не впал в уныние, не пришел к мысли: «Все равно ничего мне не поможет, ничего не спасет» и не пустился «во все тяжкие». В притче Бог предстает в виде отца любящего, а грешный человек в виде его сына. Сын провел значительную часть своей жизни бестолково, промотав свою часть отцовского имения, но, осознав свое падение, решил вернуться к отцу, проговорив: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». И тот его принимает, конечно, не как наемника, а как любимого сына («И велел всем веселиться, говоря: «Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся»). Это такой образ, помогающий верующему осознать, что, сколько бы грехов он не наделал, достаточно покаяться и Господь всегда тебя примет.

Следующая подготовительная неделя — мясопустная. В это время читается отрывок из Евангелия от Матфея, где повествуется о Страшном суде чтобы человек не стал злоупотреблять милосердием Господним, не продолжал грешить с мыслью: «Ничего, завтра покаюсь!». Там говорится о том, за что Господь спросит с человека на этом суде: «И поставит овец по правую Свою сторону, козлов же по левую. Тогда скажет Царь тем, кто по правую сторону Его: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от основания мира. Ибо голоден был Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и напоили Меня; странником был, и приняли Меня; наг, и одели Меня; болен был, и посетили Меня; в тюрьме был, и пришли ко Мне».
Тогда ответят Ему праведные: «Господи, когда мы Тебя видели голодным, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда же мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда же мы видели Тебя больным, или в тюрьме, и пришли к Тебе?»
И ответит им Царь: «Истинно говорю вам: сделав для одного из братьев Моих меньших, вы для Меня сделали».
Тогда скажет и тем, кто по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Ибо голоден был Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и не напоили Меня; странником был, и не приняли Меня; наг, и не одели Меня; болен и в тюрьме, и не посетили Меня».
Тогда ответят и они: «Господи, когда мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в тюрьме, и не послужили Тебе?»
Тогда Он ответит им: «Истинно говорю вам: не сделав для одного из этих меньших, вы и для Меня не сделали».
Здесь говорится, что Господь спросит, не сколько ты молился или постился, а сколько добрых дел сделал. При этом нужно остерегаться мысли – а зачем я пощусь и молюсь? Буду делать добрые дела - и так сойдет. Но здесь нужно вспомнить еще одно место из Евангелия: «желающему с тобою судиться и взять рубашку твою, оставь ему и верхнюю одежду, просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отворачивайся.
Вы слышали, что было сказано: «Возлюби ближнего твоего и возненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас, чтобы стать вам сынами Отца вашего, Который на небесах, потому что солнце Свое Он возводит над злыми и добрыми и изливает дождь на праведных и неправедных.
Ибо, если возлюбите любящих вас, какая вам награда? Не то же ли самое делают и мытари? И если приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не то же ли самое делают и язычники?
Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

Итак, чтобы соответствовать этим высоким требованиям мало захотеть жить правильно, нужно стать совсем другим человеком. В этом и призван помочь нам Великий пост.

В пост обязательно нужно исповедоваться, посещать службы, особенно на первой и последней, Страстной неделе. Также важно читать, слушать Евангелие.

— Также отец Иулий ответил на несколько вопросов от наших читателей:

«У меня муж не может соблюдать посты — любые ограничения в пище для него запретил врач по причине заболевания. Запрет действительно серьезный, диета строгая. Соответственно, дома всегда готовлю пусть и простую, нежирную, паровую или тушеную, но обязательно мясную или молочную пищу. Сама тоже пост не держу, отдельно готовить для себя хлопотно... Да и удержаться, если честно, сложно, когда полный холодильник запретного. Простит ли Бог? Что можете порекомендовать для такого случая? Анна К.»

— У многих православных христиан есть непостящиеся члены семьи: не постятся на «законных основаниях» дети до 7 лет, женщины во время беременности и грудного вскармливания детей, люди страдающие различными тяжелыми заболеваниями (онкология, сахарный диабет и так далее). Нередко постящийся человек готовит и постную и не постную еду — и ничего... А кто-то вынужден делать так всю жизнь (если верующий человек поваром работает). Так что подобные обстоятельства не могут быть причиной отмены поста. А для вашего мужа его недуг — его пост, его крест.

«У меня в семье на Великий пост приходится множество дней рождений и, соответственно, застолий. И на столах в это время редко бывает постная пища... Как вести себя в гостях в это время, чтобы не обидеть хлебосольных хозяев? Ирина С.».

— Тут тоже ситуации разные бывают. Если вы просто пришли в пост в гости, а там вас за стол посадили, вы же не сможете сказать — уберите эти блюда, а дайте мне то-то и то-то. Ешьте, что вам предложили. Выйдете из-за стола, будете дальше продолжать пост. Проблемы в этом не будет.

Хотя, если нас зовут к себе друзья, то они должны уважать наши принципы. Помню, когда я служил в армии, накануне новогодних праздников один знакомый офицер говорит: «Приходи к нам встречать Новый год!». Я даже сказать ничего не успел, как он добавил: «Ты не волнуйся, мы тебе все постное приготовим». Вот такой подход очень правильный для тех, кто хочет позвать на какой-то праздник постящегося.

Если же мы зовем к себе гостей, то мы в праве приготовить постный стол. Так всегда делала моя бабушка, день рождения которой приходился на Рождественский пост.

Путешествующие тоже могут посты не соблюдать. Но, опять же, нужно понимать, что этим правилом нужно пользоваться разумно. А то есть люди, из города выехали на час и с мыслью «Ура, я путешествую!» спешат в сторону первой же шашлычной. Существует даже такой анекдот, когда идут 2 семинариста по улице и едят в пост мороженое. Встречает их духовник и говорит: «Что вы делаете?!». А они в ответ: «А мы путешествуем!». Так что если есть возможность поститься даже в пути, нужно поститься.

«Что делать, если вроде и старался держать пост, но не удержался, сорвался? Игорь Д.».

— Покаяться и продолжать поститься. А как еще по-другому? Не нужно махать рукой: эх, в этот раз не получилось, на другой год попробую. Нет, так не работает. Упал? Не лежи, вставай и иди дальше.

«Не могу решиться на соблюдение поста, по-моему, это слишком сложно... Может, есть какие-то рекомендации для начинающих? Виктория М.».

— Во-первых, стоит понять, для чего вам это нужно. Когда человеку, который вел нездоровый образ жизни, доктор прописывает диету, ее соблюдают неукоснительно. Не хотят же снова на стол к хирургу попасть. И эти люди находят радость не в пище, а в том, что они живут, у них ничего не болит. Так и с постом. Если человек духовно дозрел, он понимает, зачем это надо.

Поверьте, если ты начинаешь поститься, то уже на второй неделе именно пищевая сторона этого периода отходит на задний план. Ты привыкаешь к новой еде, да и еда становится не столь важной... Важнее становятся те перемены в душе, которые чувствует каждый христианин.

Газета «Мценский край».

220