Обретение утраченного: «Орловская городская газета» рассказала о непростой истории Введенского женского монастыря

Обретение утраченного: «Орловская городская газета» рассказала о непростой истории Введенского женского монастыря
Фото: 

Сергей Хоменко/ из архива Орловской митрополии.

В дореволюционном Орле насчитывалось более 40 храмов. Далеко за пределами Орловской губернии были известны монастыри города: мужской Успенский и женский Введенский.

Украшение города

Женская обитель была основана в конце 17 века, в 1686 году. Местом для нее была избрана территория по левому берегу реки Орлик, недалеко от впадения в Оку (сейчас здесь находится типография «Труд»). Монастырь получил название по имени его главной церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, а расположенная рядом улица называлась Введенской (ныне ул. 7 Ноября).

В первой трети 19 века Введенский монастырь приобрел благоустроенный вид и был обнесен каменными стенами с четырьмя угловыми башнями. В центре стояла двухэтажная Введенская церковь с колокольней, над святыми вратами возвышалась Тихвинская церковь. На территории монастыря было около 75 деревянных монашеских келий. Благодаря многочисленным пожертвованиям и заинтересованному отношению со стороны жителей г. Орла женская обитель к концу 1830-х годов стала украшением города.

Монастырь нередко упоминался в произведениях писателей-орловцев. Он был описан в романе Н. С. Лескова «Некуда», автобиографической повести И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева». По преданию, одна из монахинь обители, орловская дворянка Е. С. Коротнева, послужила прототипом Лизы Калитиной в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».

Обитель в разное время посещали императрица Елизавета (1744 г.), императрица Екатерина II (1787 г.), Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, святой праведный Иоанн Кронштадтский, духовный писатель Сергей Нилус.

Судьба матушки Серафимы

Среди настоятельниц наиболее известна и почитаема была игуменья Серафима, в миру Варвара Михайловна Соковнина, дочь московского статского советника, получившая прекрасное образование. В сан игумении она была возведена в 1821 году. При ней увеличились монастырские доходы, бурно развивалась строительная деятельность. Она одна в епархии была награждена золотым наперсным крестом. Однако на ее долю выпало и страшное испытание: пожар 1843 года, когда без крова остались 200 насельниц. В пожаре никто не пострадал, но для самой матушки Серафимы последствия трагедии, видимо, стали фатальными. Она скончалась в 1845 году в возрасте 66 лет. Ее похоронили на Троицком кладбище в Орле, но в 1886 году по просьбе сестер монастыря ее останки были перенесены в Свято-Введенский монастырь. Здесь над ними возвели Троицкий храм-усыпальницу.

В советское время в храме располагался цех завода резиноизделий. После возвращения территории монастыря церкви в 1994 году в помещении начали ремонт, в 2014-2016 годах завершили реставрационные работы, в ходе них были обнаружены останки игумении Серафимы, которые были переданы на исследование специальной комиссии.

Школа для девочек

После пожара Введенский монастырь возрождается на новом месте, в южной части города, у Курской заставы, на площади, примыкавшей к храму Рождества Христова (ныне район Рабочего городка). Много пожертвований шло от жителей Орла. В 1870-е годы при монастыре была устроена больница и «гостеприимный дом», обращенный позже в училище для девочек преимущественно из духовного звания. В 1887 году училище переименовали в Свято-Ольгинскую двухклассную приходскую школу. Она была бесплатной. Число учениц в ней достигало 120 человек. В те годы монастырь был известен не только как духовная обитель, но и как центр женского образования в г. Орле. Позже по примеру обители при многих орловских церквях были открыты подобные школы.

Введенский монастырь считался лучшей обителью Орловской епархии. В 1901 году в нем насчитывалось 583 человека. Монастырь славился искусными рукодельницами, выполнявшими золотошвейные работы, вышивку, вещи из бисера.

Время испытаний

В 1923 году при последней игумении Алексии Введенский монастырь был закрыт и разрушен. В 1930-е годы взорвали Христо-Рождественский собор. От обители сохранилась лишь частично разрушенная надвратная Тихвинская церковь, несколько деревянных келий, часть северной стороны ограды с двумя башнями, гостиница и Свято-Ольгинская школа. Так закончилась более чем двухвековая история Введенского монастыря.

В дальнейшем монастырские кельи отошли под Рабочий городок железнодорожников. В 1949 году на территории бывшего монастыря размещалась артель «Коопремонт», в усыпальнице Воскресенской церкви — валяльный цех. С 1965 года в помещениях монастыря располагался Орловский завод резинотехнических изделий.

Возрождение

В 90-е годы 20 века в России начинают восстанавливать разрушенные церкви, возрождать монастыри. В 1993 году вновь обрел жизнь и Свято-Введенский женский монастырь. Его новой настоятельницей стала монахиня Олимпиада, которая была послушницей оптинского старца Илия.

Богослужения стали проводиться в надвратной Тихвинской церкви, восстановленной в конце 90-х годов. В это время на территории монастыря еще продолжал работу завод резиновых изделий. Он находился в здании Воскресенской церкви-усыпальницы, построенной в 1881 году на средства вдовы генерала Преклонского. Склеп, располагавшийся внутри церкви, был разорен, останки выброшены, на месте склепа устроены подвалы.

В настоящее время храм Воскресения Словущего восстановлен. Отремонтированы часовня во имя прмч. Елизаветы и Тихвинская церковь, заново отстроен трехэтажный келейный корпус. Действуют воскресная школа и библиотека для насельниц и прихожан.

В ноябре 2016 года митрополит Орловский и Болховский Антоний освятил в монастыре Введенский храм. Сюда часто приходят болящие в надежде получить исцеление от чудотворной иконы Балыкинской Божьей Матери. Большое стечение народа наблюдается в праздник Балыкинской иконы — 13 июля.

Подготовила Людмила Владимирова (по материалам Орловского краеведческого музея и открытых источников).
Орловская городская газета.

265