Свято-Троицкий храм Мценска

Свято-Троицкий храм Мценска

Свято-Троицкий храм, г. Мценск
Фото: 
Евгений Борисов, 2016

Историческая справка

На территории бывшей Ямской слободы, на пересечении современных улиц Советской (бывшей Белевской) и Калинина (бывшей Троицкой) находится Свято-Троицкий храм (историческое название церковь Святой Живоначальной Троицы).

История его создания восходит к началу XVII века, когда в Большом остроге Мценской крепости возник Троицкий приход. Около 1625 года был выстроен вместительный деревянный храм с тремя престолами: Святой Живоначальной Троицы, Рождества Христова, Косьмы и Дамиана. 26 декабря 1676 года в храме возник пожар, в результате которого здание храма полностью сгорело. Через несколько лет на этом же месте деревянную церковь с теми же престолами отстроили заново.

Ко второй половине XVIII века деревянное здание храма изрядно обветшало, ввиду чего встал вопрос о строительстве нового, каменного. Каменный храм решили строить в другом месте, на территории Ямской слободы, которая занимала в то время обширную территорию от современного Новосильского переулка до улицы Колхозной, часть современной улицы Ленина также называлась Ямской. Есть предположения, что место это выбрано не случайно. Ямщики в те времена составляли особый, привилегированный разряд населения: они освобождались от податей, военной службы, получали большие угодья под покос и для прокорма лошадей. Поэтому правомерно предположить, что, решив построить в Ямской слободе каменную церковь, духовные и городские власти рассчитывали, что у храма найдется много жертвователей из числа относительно благополучных ямщиков.

Каменный Троицкий храм был заложен в 1770 году. В то время в городе не было ни одного каменного гражданского строения. В дошедших до нас источниках упоминаются лишь каменные церкви Введенская (Петропавловская), Вознесенская, Богоявленская (Кукшинская), Покровская и часовня Кирика и Улиты мужского Петропавловского монастыря, которые находились в Заречной части Мценска. Троицкий храм стал первым каменным строением в Новом посаде, образующем сегодня центральную часть города. Средства на постройку храма были пожертвованы Мценским купцом Алексеем Ивановичем Иноземцевым (по другим источникам — в 1774 году Филиппом Иноземцевым). Каменный храм строился в течение семи лет, и в 1777 году в нем начались первые богослужения.

В 1841 году по проекту петербургского архитектора Висконти на белокаменном цоколе из кирпича возвели невысокую церковную колокольню. Она имеет интересную круглую форму: нижний ярус расчленен десятью тосканскими полуколоннами. Колокольня снабжена круглыми винтовыми лестницами, стены звонницы разделены полуколоннами на восемь частей, в четырех из них про резаны высокие арки. Завершается колокольня куполом и высоким вытянутым шпилем, благодаря которому относительно низкая колокольня как бы устремляется ввысь, прекрасно гармонируя с главным куполом храма.

Во второй четверти этого же столетия по проекту Висконти перестроили трапезную часть храма, которая уменьшилась по высоте и расширилась до 20 метров. Благодаря реконструкции здание храма значительно изменилось, приняв в основании вид креста. Кроме главного холодного придела во имя Святой Живоначальной Троицы, в новой трапезной части храма разместились теплые приделы во имя Святителя Николая Чудотворца (правый), Святых безсребренников и Чудотворцев Косьмы и Дамиана (левый).

Основной четверик храма необычной формы: он разделен карнизом на два яруса, верхние окна круглые. Стены четверика со всех сторон завершаются фронтонами, над ними возвышается свод со световым барабаном, венчающимся луковичной головкой.

В середине XIX века при Троицком храме была каменная лавка и богадельня, открытая на средства купца О. И. Соплякова. В 1856 году в богадельне проживало на полном пансионе 12 женщин (по другим данным — 11).

В 1935 году храм закрьли. Можно сказать, что зданию храма, с одной стороны, повезло — оно благополучно пережило военные годы, не пополнило собой список взорванных церквей. С другой стороны, использование здания храма как складского помещения для тары, соли и удобрений нанесло колоссальный ущерб его каменной кладке: соль, пропитав собой насквозь стены, в настоящее время не дает возможности завершить реставрацию церкви, вновь нанесенная штукатурка практически сразу осыпается со стен.

В годы перестройки здание храма пустовало. Оставаясь незаконсервированным, оно служило местом сборищ бесчинствующих юнцов, которые распивали здесь спиртное, оставляли непристойные надписи на стенах храма. Построенные за эти годы вблизи церкви многоэтажные здания сильно исказили исторический фон данной части города, а в nодсобных помещениях, принадлежавших ранее храму, в настоящее время проживают люди, заселившие их в годы советской власти.

Троицкий храм вновь передан общине верующих в 1991 году. 4 июня 1993 года под Троицкую родительскую субботу возобновились Богослужения в четверике Святой Троицы. Трапезная часть храма была открыта на Вербное воскресенье 1996 года. В октябре 1997 года начались регулярные службы и в приделе святителя Николая Мирликийского.

Главный престол в честь Святой Троицы освящен архиерейским чином Архиепископом Орловским и Ливенским Паисием 6 июня 1999 года (в Неделю Всех Святых). Первый (правый) придел — Святителя Николая Мир-Ликийского полностью восстановлен, не освящен, регулярные богослужения совершаются с октября 1997 года. Второй (левый) придел — святых Безсребренников и Чудотворцев Космы и Дамиана не восстановлен, в приделе расположен свечной ящик, иконная лавка и ризница храма.

В настоящее время в храме продолжаются реставрационные работы. В 2008 году на храме были воздвигнуты новые позолоченные кресты, почти полностью завершен капитальный ремонт крыши, произведена замена окон трапезной части, первого яруса четверика и барабана. Начаты отделочные работы внутренней части храма гипсокартоном с подготовкой его под роспись. Планируется замена половой плитки. По благословению правящего архиерея в будущем году будут изменены фасады зданий и начнется строительство нового капитального забора.

С 1991 года настоятелем храма является протоиерей Владимир Герченов.

Основная часть современной церковной общины Троицкого храма — люди среднего возраста. Сейчас на богослужениях в храме стало бывать очень много молодых людей и детей, большая часть из которых являются воспитанниками приходской Воскресной школы.

Детская воскресная школа действует при храме с 1993 года. Занятия сначала проходили прямо в храме после службы, в 1997-1998 гг. на территории храма построено новое здание Воскресной школы. В 2002 году был разработан и прият Устав Воскресной школы, который определяет внутренний распорядок и работу школы по настоящий день. В нем определяются правила поведения, взаимоотношений учителей и воспитанников, внешнего вида воспитанников, посещения трапезы. Воскресная школа носит имя святого апостола Иоанна Богослова. Преподавание в четырех возрастных группах ведется по направлениям: Закон Божий, музыка и рукоделие (ручной труд, кружевоплетение, бисероплетение, вышивка, поварское дело, звонарское дело, краеведение, резьба по дереву и столярное мастерство). Занятия в воскресной школе проходят в воскресные дни после Литургии. Для обучения принимаются дети 4-17 лет.

В 2002 году при школе создано братство «Вера, Надежда, Любовь». Братство имеет свой Устав, форму, хоругвь, эмблему, песню. Во время каникул участники братства и воспитанники школы совершают различные поездки и пешие походы.

Для взрослых прихожан храма организованы еженедельные воскресные беседы со священником, на которых изучаются основы православной веры и разбираются практические вопросы духовной жизни.

На Рождество и Пасху в актовом зале Воскресной школы устраиваются праздничные концерты для родителей и всех прихожан. Уже второй год подряд в день рождения общины — в день Святой Троицы — на приходе проходит большой семейный праздник. После общей трапезы дети и родители с большим удовольствием участвуют в различных конкурсах, сами показывают небольшие спектакли, поют... В 2008 году на Троицу на семейном празднике выступал частый гость и друг общины гусляр Андрей Байкалец. Подобного рода творческие вечера в общине Троицкого храма проводятся регулярно. В разное время с концертами в общину храма приезжали православные барды А. Селиванов, В. Капорин, В. Бартенев, А. Галицкий, Е. Фокин, В. Егоров, Ф. Никольская, артист смоленского театра Е. Бездуганов и др.

18 апреля 2004 года, в день Антипасхи, в городском Дворце Культуры был проведен православный фестиваль «Воскресение», устроенный силами прихода Свято-Троицкого храма — грандиозное мероприятие, собравшее огромное количество православных людей не только нашей области (около 500 человек) и длившееся с тридцатиминутным перерывом шесть часов. К сожалению, фестиваль не стал ежегодным Пасхальным праздником во Мценске.

При храме действует небольшой издательский центр «Путь в Небо». Ежегодно он выпускает в тираж записи детских пасхальных и рождественских спектаклей, фильмы о приходских праздниках, паломнических поездках и походах братства, фильмы-концерты православных авторов и исполнителей. С 1997 года издается приходская газета. В этом году она преобразована в еженедельный приходской листок.

С 1993 года при храме действует библиотека. Ее фонд насчитывает уже более шести тысяч книг, повествующих о различных сторонах духовной жизни (аскетики, богословия, литургики, истории церкви), житиях святых; сформировано собрание проповедей и поучений известных священников и старцев, литературы по вопросам семейной жизни и воспитания детей, справочных и детских изданий, художественной литературы. Собрана значительная видео- и аудиотека (около 600 ед.). Ежедневно работает читальный зал.

На средства прихода действует безплатная столовая для бездомных людей.

Больше внимания община Свято-Троицкого храма в ближайшее время надеется уделять миссионерскому направлению — этим занимаются пока только священники храма. Они окормляют городской детский дом, колонию-поселение, участвуют в работе призывной комиссии и подразделения по делам несовершеннолетних.

Большое значение настоятелем храма уделяется работе с казачеством. Сам, являясь казаком, он постоянно расширяет связи в данном направлении. Храм окормляет Орловский отдельный казачий округ Международного Союза Общественных Объединений «Всевеликое Войско Донское», атаман которого, генерал-майор казачьих войск А. И. Елесин, является постоянным прихожанином церкви.

По материалам Мценского благочиния

Адрес, контакты

303030, Мценск, ул. Советская, 56. +7 (48646) 24-9-24. https://vk.com/club138246361

Духовенство

Настоятель — протоиерей Владимир Герченов; протоиерей Сергий Микунов, иерей Александр Мележеев, иерей Владимир Храмченко, диакон Георгий Борисов.

Храм открыт

Богослужения в проходят регулярно. Литургия совершается: в субботние, воскресные, праздничные дни, дни чтимых икон Божией Матери и дни особо чтимых святых (начало в 6.30). Литургии Преждеосвященных Даров совершаются в дни Великого Поста (начало в 6.00). Всенощное бдение совершается накануне воскресных, праздничных (двунадесятых и великих) и дней престольных святых (начало в 15.00). Молебны и панихиды ежедневно (начало в 8.00).

Святыни

В 2009 году в храм митрополитом Волоколамским Илларионом (Алфеевым) передана Казанская икона Божией Матери, вывезенная в годы Великой Отечественной войны.

Возвращение Казанской иконы Божией Матери во Мценск; 8 ноября 2009 г.

Во время боев в Мценске в 1943 году образ Царицы Небесной нашел солдат Йозеф Бертрам. До конца своей жизни он хранил Казанскую икону и завещал сыну возвратить ее в Россию. В августе 2009 года делегация бенедиктинского монастыря, насельником которого стал сын Йозефа Бертрама, доставила святыню в Москву. В московском храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» почитаемый образ принял архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев). В течение нескольких недель Казанская икона пребывала в этом храме.

Вскоре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил передать икону туда, где она была найдена, — во Мценск Орловской епархии.

9 ноября 2009 г. во Мценске Казанскую икону Божией Матери торжественно встречали архиепископ Орловский и Ливенский Пантелеимон, священнослужители епархии, руководителя области и города, тысячи верующих горожан.

Передавая Казанский образ, архиепископ Иларион отметил, что эта святыня будет напоминанием о Великой Отечественной войне и тех, кто погиб в те страшные годы, и одновременно источником успокоения и радости для верующих людей.

28559